Лекция №6

Эволюция нашего Мира. Мы всё время говорим, что объекты (системы) находятся в нашем Мире и в нём они действуют. Поэтому необходимо дать определение понятию «наш Мир». Нашим Миром мы называем ту наибольшую и всеобъемлющую систему, в которой по закону иерархии и в качестве её подсистем существуют все объекты, которые могут быть в ней не входя в противоречие с законами сохранения и причинно-следственных ограничений.

Этими объектами являются целевые объединения системных функциональных единиц (СФЕ, элементов) – группы элементов, взаимодействующих с определённой целью (системы, или, вернее, подсистемы нашего Мира). Это включает как те объекты, которые уже были прежде и не существуют сейчас, так и те, которые существуют сейчас и появятся в будущем, вследствие эволюции. Абсолютно все объекты нашего Мира имеют ту или иную цель. Мы не знаем этих целей и можем лишь догадываться о них, но они есть у всех систем без исключения. Цель определяет законы существования и архитектуру («анатомию») объектов, ограничивает взаимодействие между ними или между их элементами и определяет иерархию как подцелей, так и подсистем для решения этих подцелей. Но эта архитектура постоянно оказывается недостаточной (ограниченной), потому что определяется законом причинно-следственных ограничений.

Это заставляет системы постоянно искать путь преодоления этих ограничений, развивает их и определяет направление эволюции систем. Поэтому системы развиваются (эволюционируют) в сторону их усложнения и увеличения их возможностей. Если бы не было бы ограничений, не было бы смысла в эволюции, потому что, в конечном итоге, целью эволюции всегда является преодоление ограничений. У всех объектов нашего Мира есть как минимум две основные задачи – быть в этом Мире (сохранить себя) чтобы выполнить цель и иметь максимум возможностей выполнения своих действий для достижения цели. Однако любой объект нашего Мира ограничен в своих возможностях в той или иной степени, потому что действует закон причинно-следственных ограничений и, кроме того, так как объекты постоянно подвергаются различным внешним воздействиям, разрушающих их, то системы должны постоянно защищать себя от этого разрушения. Поэтому системы сначала «изобрели» пассивные, а затем и активные способы защиты против этого разрушающего воздействия.

Процесс «изобретения» этих способов защиты и увеличения своих возможностей и является эволюцией объектов нашего Мира. Причём не только эволюцией живых существ, но и всего, что его наполняет. Объединение объектов в группы усиливает их и даёт им возможность целенаправленно взаимодействовать против разрушения. Системы потому и появились, чтобы её элементы могли «выжить», а их усложнение увеличивает их возможности. Самыми простыми системами являются те, у которых есть только простой блок управления. К таким объектам относятся все объекты минерального мира, а также растения. У элементарных частиц возможности слишком невелики, да и время жизни у многих из них слишком короткое. Время жизни и возможности электрона, протона или нейтрона уже во много раз больше. Группировка элементов не только увеличивает время их жизни, но и увеличивает их возможности. То, что может электрон (протон, нейтрон), не могут делать составляющие их элементарные частицы. То, что могут делать атомы, не могут делать протоны, нейтроны и электроны в отдельности.

Группировка атомов в молекулы дала уже возможность развитию более сложных систем, вплоть до человека, что невозможно было бы построить из элементарных частиц. Однако, хотя при дальнейшем объединении атомов и молекул в конгломераты (минеральные объекты – газовые облака, жидкие и твердые тела) и увеличиваются возможности этих объектов, но время их жизни начинает резко уменьшаться, потому что работает закон отрицательной энтропии. Разрушением является потеря объектом его СФЕ. Есть только два способа предотвращения от разрушения: увеличение прочности связей между СФЕ, восстановление утерянных СФЕ, предотвращение потерь СФЕ. Первый из них является пассивным, а вторые два – активными способами защиты. Увеличение прочности связей между СФЕ (первый способ) является пассивным способом защиты от разрушения.

Минеральные тела имеют только эти пассивные средства защиты от разрушающего действия внешней среды. Самыми слабыми из них являются газообразные объекты, самыми крепкими – кристаллические. Но даже самый крепкий кристалл может быть разрушен. Обмен веществ направлен на восстановление утерянных СФЕ (второй способ) и является активным способ защиты систем от разрушения. Он осуществляется за счёт захвата необходимых элементов из внешней среды. У минеральных объектов нет обмена веществ, но он есть у всех живых объектов, включая растения. Следовательно, наш Мир уже можно условно разделить на два подмира – неживой и живой. Критерием раздела является обмен веществ – целенаправленный процесс восстановления утерянных СФЕ. Но для такого процесса система должна содержать соответствующие элементы (органы обмена веществ), которых не имеют объекты минерального неживого мира, но уже есть у растений.

Предотвращение потерь СФЕ (третий способ) также является активным способом защиты систем от их разрушения. Предотвратить системы от разрушения можно за счёт их поведенческих реакций, зависящих от внешней ситуации. Если ситуация угрожающая, то системе нужно выйти из данной ситуации. Но для этого нужно знать об этой ситуации, уметь её видеть, а также иметь органы передвижения, чего нет у систем минерального и растительного миров. Для этого, как минимум, необходимо иметь сложный блок управления. Следовательно, в живом мире можно выделить ещё два подмира – мир растений и мир животных. Критерием раздела является сложность блока управления и его способность (как наличие возможности) к поведенческим реакциям. Чем более сложный блок управления, тем выше развитие животного как системы. Но при этом следует обратить внимание, что развитие систем от растений до животных в основном решало только одну задачу – быть в этом Мире.

Смысл существования растений и большинства животных, если не всех, кроме человека, только в обмене веществ. Если система голодна, она действует, если сыта, то бездействует. Да, при усложнении блока управления одновременно происходило и увеличение возможностей систем, но это всё равно преследовало цели обмена веществ. Более приспособленное животное лучше питается. Если же система играет и радуется жизни (эмоциональная окраска поведенческих реакций), то, как правило, такие реакции всё равно направлены на самообучение систем для лучшей охоты на другие системы. Поэтому такие реакции в основном присущи молодым животным. Более взрослые особи уже не играют. Следует также заметить, что разделение животных на хищников и травоядных слишком условно, потому что не поедание мяса является отличительной чертой хищника, растения также могут быть плотоядными (например, росянка и ей подобные).

Абсолютно все животные, и не только они, но и растения, являются хищниками, так как являются системами, которые поедают другие системы. Даже среди объектов минерального мира можно отметить взаимоотношения типа жертва-хищник. Одни системы (растения и травоядные животные) поедают системы с простыми блоками управления (минеральные объекты и растения), потому что это проще сделать. А другие системы (плотоядные) поедают или стараются съесть системы со сложными блоками управления (других животных), хотя это уже сделать труднее. Поэтому осёл тупее тигра. Человек отличается от остальных объектов живого мира прежде всего тем, что уже не обмен веществ является главным смыслом жизни, а познание. Да, чем выше знания, тем и питание лучше. Но уже сам процесс познания превалирует над всеми остальными процессами, направленными на обмен веществ. И даже сам обмен веществ возводится в ранг искусства (кулинария). Таким образом, можно также выделить и мир человека, потому что из всех объектов нашего Мира только у человека есть вторая сигнальная система (интеллектуальный блок управления) и есть стремление к познанию. Следовательно, целью нашего Мира была эволюция, которая и определила развитие систем в направлении усложнения блоков их управления, вплоть до человека. И целью этой эволюции было развить системы до такой степени, чтобы они научились познавать Мир.

Мы можем оглянуться назад и увидеть подтверждение этому во всей истории развития нашего Мира вообще и биосферы в частности. Что было до Большого Взрыва мы не знаем, и даже не знаем, насколько правомочна такая постановка вопроса. Но после него во Вселенной происходило только рождение и усложнение систем, причём только за счёт усложнения их блоков управления, потому что их первичные СФЕ (элементарные частицы) с тех пор практически не изменились ни качественно, ни количественно. И мы сами, люди, являемся следствием и доказательством этого развития. Человек является самой сложной системой, вершиной эволюции, которая произошла до сих пор. Опыт этой эволюции показывает, что основным отличительным признаком передового развития на всём протяжении было только развитие блоков управления систем. Мы не знаем целей большинства систем нашего Мира, хотя можем строить множество спекуляций по многим проблемам на эту тему.

Например, ядра атомов химических элементов тяжелее железа в тех количествах, которые существуют сейчас в нашей Вселенной, могли получиться только и только при взрывах сверхновых звёзд. Следовательно, целью звёзд с эволюцией по типу сверхновых является продукция ядер атомов тяжелее железа? Возможно это и так, хотя поручиться за это пока невозможно. Но мы можем с уверенностью сказать, что человек в том варианте, который существует сегодня и известен нам, был бы невозможен без элементов с атомным весом тяжелее железа, потому что строение его организма требует наличия таких элементов. Так что оснований для предположения, что звёзды типа сверхновых нужны для развития человека, достаточно. Это странно и необычно звучит, но это факт. Но мы с уверенностью и без спекуляций знаем цели некоторых из систем Мира, в частности, цели многих систем организма. Мы знаем одну из основных целей любого живого организма – выжить в окружающей среде, и знаем иерархию подцелей, на которую разбивается эта цель. Мы видим, как развиваются на пути эволюции живые системы, видим различие систем, стоящих на разных ступенях эволюционной лестницы и можем объяснить преимущество одних систем над другими. Другими словами, у нас открывается возможность построить классификацию всех систем нашего Мира, включая классификацию живых систем.

Сегодня нет единой классификации всех объектов нашего Мира, а есть отдельные классификации различных групп этих объектов, включая классификации астрономических, геологических, биологических и прочих групп. Причём, в основе большинства, если не всех этих классификаций, включая классификацию как всего живого мира, так и болезней, сегодня принят органо-морфологический анализ. Но, вероятно, как и классификацию болезней, её также необходимо сменить на классификацию, основанную на системном анализе – анализе целей. И в основу новой классификации положить не внешние различия, типа числа ног или бугорков на зубах, а два основных отличия – отличия по типам блоков управления и по типам элементов исполнения. Более того, в эту классификацию необходимо включить все объекты нашего Мира – живые и неживые, потому что наш Мир наполняют только системы, которые отличаются друг от друга только степенью развития их блоков управления и способами защиты от разрушения внешней средой.

Мир един, потому что сам является системой. Поэтому необходимо создать общую и единую классификацию всех систем нашего Мира. А системами являются любые объекты, включая живые и «неживые». Тогда в нашем Мире можно будет различать четыре мира (подмира) объектов: мир минеральный, мир растений, мир животных и мир человека. Население каждого мира отличается друг от друга, как это уже не раз подчёркивалось, только блоками управления и обменом веществ. У объектов минерального и растительного мира простые блоки управления. Но у объектов минерального мира есть только пассивные способы защиты от отрицательной энтропии (от разрушения). А у всех живых субъектов, включая и растения, есть уже активные способы защиты от той же отрицательной энтропии – активное замещение разрушаемых СФЕ за счёт обмена веществ.

У животных, в отличие от растений, кроме обмена веществ, есть более сложные блоки управления, которые дают возможность поведенческих реакций и таким образом позволяют им контролировать в той или иной степени окружающую ситуацию. А у человека есть самый сложный блок управления, который содержит вторую сигнальную систему и поэтому он способен познавать весь Мир, включая самого себя, а не только то, что находится рядом. А внутри каждого мира классификация должна продолжаться также по критериям сложности блоков управления, и затем уже по критериям наличия и развитости элементов исполнения, включая число ног или бугорков на зубах. В этом случае классификация будет причинно-следственной и логически обоснованной. Например, к миру растений принадлежат не только сами растения, но и всё то население Земли, которое обладает всего лишь простым блоком управления и обменом веществ. А таковыми являются не только растения и не только многоклеточные.

Прокариоты и эукариоты, бактерии, фитопланктон, актинии, кораллы, полипы, грибы, деревья, травы, мхи и лишайники, и многие другие, обладающие хлорофиллом и без оного – всё это мир растений. Они просто растут в пространстве и у них нет никакого понятия о нём, потому что они его не «видят». Но некоторые растения, например, деревья или травы, содержат хлорофилл (специфический элемент исполнения), в отличие от кораллов, грибов или полипов. Такая классификация систем имеет одно неоспоримое преимущество: она ставит в один ряд всё то, что наполняет наш Мир – системы. Весь окружающий нас Мир классифицируется по единому масштабу, где единицей отсчёта является только сложность блока управления и используемых им элементов исполнения. Так мы можем легче понять, что же является жизнью. Может быть неживого нет вообще?

Может быть, живое отличается от неживого только тем, что «осознало» собственную разрушаемость под влиянием внешней среды и сначала научилось самовосстанавливаться, а затем и предохраняться от разрушений? Тогда прав Пьер Тейяр Де Шарден, утверждая, что эволюция – это процесс пробуждения сознания. Ныне принятые классификации не дают ответа на этот вопрос. Новая классификация систем, основанная на системном целевом анализе, даст возможность понять, где «потолок» развития систем каждого мира и какие его субъекты ещё стоят в начале эволюционной лестницы, а какие уже взобрались на её вершину. Но эта классификация основана на признании первоочередной роли цели вообще и целенаправленности природы в частности, что пока ещё спорно и не принимается всеми. Поэтому для ХХ века была характерна странная позиция – позиция борьбы с природой, позиция, которая и до сих пор разделяется очень многими. Позиции в корне ошибочной, потому что природа не враг наш, а «родитель», воспитатель и друг. Она нас «породила» и взрастила, дав нам колыбель – Землю, создав на ней тепличные условия на протяжении многих миллионов лет, где колебания температуры не более 100?С и давление около 1-й атмосферы, достаточно места, влаги и энергии, хотя Космос характеризуется диапазоном температур во многие миллионы градусов и давления в миллионы атмосфер. Она нас воспитала и сделала сильными, используя эволюцию и закон конкуренции – «выживает сильнейший». Не «взять у неё наша задача», не бороться с ней, а понять и сотрудничать, потому что она не враг наш, а учитель и партнер. Она сама «знает», что нам нужно и даёт нам это, иначе нас не было бы. И это не ода природе, а констатация факта её целенаправленности.

Могут возразить, что такое сочетание природных условий, которое привело к появлению человека – это чистая случайность, возникшая по закону больших чисел только потому, что Мир очень большой и в нём все варианты возможны. Однако подозрительно много случайностей. Природа постоянно «подкидывает» нам различные задачки, но всегда уровень этих задач почему-то полностью соответствует уровню развития животного или человека. Почему-то атомную бомбу человек «открыл» именно тогда, когда он уже мог осознать могущество этого открытия. Природа не даёт опасных игрушек недорослям. Если бы не было проблем вообще, то не было бы стимула к развитию, и на сегодняшний день Земля была бы населена простейшими системами, если бы она вообще была заселена. А если бы проблемы резко превышали возможности систем, то они просто разрушались бы, и Земля вообще никем не была бы населена, если бы она вообще существовала. И в любом случае не было бы развития вообще. Но мы есть и это факт, с которым надо считаться и который требует объяснения. И объяснение только в целенаправленности Природы.

Системный анализ – это процесс получения ответа на вопрос: «Почему выполняется (не выполняется) генеральная цель системы?». Понятие «системный анализ» включает в себя два других понятия – «система» и «анализ». Понятие «система» неразрывно связано с понятием «цель системы». Понятие «анализ» означает разбор по частям и разложение по полочкам (классификация). Следовательно, «системный анализ» – это разбор цели системы на её подцели (классификация или иерархия целей) и разбор  самой системы на её подсистемы (классификация или иерархия систем) с намерением выяснить, какие подсистемы и почему могут (не могут) выполнить поставленные перед ними цели (подцели).

Любые системы работают по принципу: «необходимо и достаточно», который является принципом оптимального управления. Понятие «необходимо» определяет качество цели, а понятие «достаточно» – её количество. Если качественные и количественные параметры цели данной системой могут быть выполнены, она достаточна. Если какие-то из этих параметров цели система не может выполнить, она недостаточна. Почему данная система не может выполнить данную цель? На этот вопрос отвечает системный анализ. Системный анализ может показать, что такой-то объект «состоит из... для..», т.е., показать, для какой цели сделан данный объект, из каких элементов он состоит и какую роль играет каждый элемент для достижения данной цели. Органо-морфологический анализ, в отличие от системного, может показать, что такой-то объект «состоит из...», т.е., только лишь показать из каких элементов состоит данный объект. Системный анализ производится не произвольно, а по определённым правилам. Основные условия системного анализа  – учёт сложности и иерархии целей и систем.

Сложность систем. Необходимо уточнить понятие сложности системы. Выше мы видели, что нарастание сложности систем происходило в основном за счёт нарастания сложности блока управления. Сложность элементов исполнения при этом могла быть самой примитивной, несмотря на то, что блок управления при этом мог быть очень сложным. Система могла содержать только один тип СФЕ и даже всего одну СФЕ, т.е., быть монофункциональной. Но при этом она могла очень точно выполнять свои функции, с учётом внешней ситуации и даже с учётом возможности появления новых ситуаций, если у неё был достаточно сложный блок управления.

Когда анализируют сложность системы с позиций кибернетики, теории связи, информодинамики и т.д., обсуждают сложность именно блока управления, а не сложность системы. Отметим, что независимо от степени сложности системы в ней существует два потока активности – поток информации и поток целевых действий системы. Поток информации проходит через блок управления, а поток целевых действий – через элементы исполнения. Тем не менее, понятие сложности может также касаться и потоков целевых действий систем. Существуют моно- и многофункциональные системы. Нет многоцелевых, а есть только и моноцелевые системы, хотя понятие «многоцелевая система» и используется.

Например, говорят, что этот истребитель-бомбардировщик является многоцелевым, потому что он может и бомбить, и другие самолёты сбивать. Но всё равно у этого самолёта есть только одна генеральная цель – уничтожать объекты противника. Только у данного истребителя-бомбардировщика возможностей больше, чем у просто истребителя или просто бомбардировщика. Следовательно, понятие сложности касается только числа и качества действий системы, которые определяются числом уровней её иерархии (см. ниже), но не числа её элементов. Динозавры были гораздо больше млекопитающихся (имели больше элементов), но были гораздо проще устроены. Простейшей системой является СФЕ (Системная Функциональная Единица). Она очень грубо выполняет свои функции, поскольку срабатывает закон «всё или ничего» и её действия наиболее примитивные.

Любая СФЕ является простейшей неполноценной системой и её неполноценность проявляется в том, что такая система может обеспечить только определённое качество результата действия, но не может обеспечить оптимальное его количество. Различные СФЕ могут различаться по результатам своих действий (разнотипные СФЕ), могут и не различаться (однотипные СФЕ). Но все они работают по закону «всё, или ничего». Т.е., результат её действия не имеет градаций, он либо нулевой (не активная фаза), либо максимальный (активная фаза). СФЕ либо максимально реагирует на внешнее воздействие (результат действия максимальный – всё), либо ожидает внешнее воздействие (результат действия нулевой – ничего) и нет градаций результата действия. Каждый результат действия СФЕ является квантом (неделимой порцией) действия. Монофункциональные системы обладают только одним видом результата действия, который определяется типом их СФЕ. Они могут содержать любое количество СФЕ, от одного до максимального, но в любом случае это должны быть однотипные СФЕ. Отличие от простейшей системы только в количестве результата действия (отличие количественное).

Монофункциональная система уже может выполнять свои функции более точно, поскольку её действия имеют ступеньки градации функций. Точность выполнения функции зависит, величины действия одиночной СФЕ, от глубины ООС и от типа её блока управления, а мощность – от числа СФЕ. Чем «мельче» СФЕ, тем больше возможная точность. Чем больше число СФЕ, тем больше мощность. Таким образом, если состав исполнительных элементов системы (состав СФЕ) однотипный, то она монофункциональна и является простой системой. Но при этом её блок управления может быть, например, сложным. В этом случае система является простой со сложным блоком управления. Многофункциональная система – это система, которая содержит больше одного типа монофункциональных систем. Она обладает многими видами результата действия и может выполнять несколько различных функций (много функций). Любую сложную систему можно разложить на несколько простых систем, которые мы уже рассмотрели выше.

Отличие многофункциональной системы от монофункциональной в том, что монофункциональная система состоит из самой себя и включает в себя однотипные СФЕ, а сложная – из нескольких монофункциональных систем с разными типами СФЕ. Причём этими несколькими простыми системами управляет один общий для них блок управления любой степени сложности. Отличие между монофункциональными и многофункциональными системами в количестве и качестве СФЕ. Чтобы не путать сложность систем со сложностью их блока управления, проще принять, что есть монофункциональные (простые) и многофункциональные (сложные) системы. В этом случае понятие сложности системы касается только блока управления. У монофункциональной системы блок управления управляет набором собственных СФЕ, независимо от степени его сложности. У многофункциональной системы блок управления любой сложности, управляет несколькими монофункциональными подсистемами, каждая из которых имеет свои СФЕ со своими блоками управления. Именно сложность блока управления определяет сложность системы, причём не только тип системы, но и саму принадлежность данного объекта к разряду систем. Есть соответствующий блок управления, есть система. Нет (любого) блока управления – нет системы. У систем могут быть блоки управления не ниже, чем простой. Простейший блок управления не может быть у полноценной системы, но есть у СФЕ.

Таким образом, система – это объект определённой степени сложности, который может подстраивать свои функции под нагрузку (под внешнее воздействие). Если в её состав входит более чем одна СФЕ, результат её действия имеет число градаций, равное числу её СФЕ, или, что то же самое, числу квантов действия. Число функций системы определяется числом разнотипных монофункциональных систем, которые входят в состав данной системы. Когда-то развитие жизни шло по пути укрупнения тела животных, что давало какую-то гарантию в биологической конкуренции (количественная конкуренция в эпоху динозавров). Но выигрыш оказался сомнительным, достоинств оказалось меньше, чем недостатков, поэтому монстры вымерли.

Это есть развитие систем по горизонтали. Если они отличаются по качеству, это равносильно появлению новых многофункциональных систем. Такое построение новых систем есть развитие систем по вертикали. Примером этому служит усложнение живых организмов по мере эволюции, от простейших одноклеточных к многоклеточным и к человеку. То, что может человек, не может делать рептилия. Но то, что может рептилия, не может делать инфузория (насекомое, медуза, амёба и т.д.). Усложнение живых организмов происходило только с одной кардинальной целью – выжить в любых условиях (видовая конкуренция). Поскольку условия проживания разнообразны, живой организм как система должен быть многофункциональным. Характеристика новых систем определяется составом элементов исполнения и особенностями блока управления. Если требуется повысить амплитуду или мощность срабатывания системы, то состав элементов исполнения должен быть одинаковым. Для повышения амплитуды действия системы все СФЕ выстраиваются в последовательный ряд, для повышения мощности – в параллельный ряд, в зависимости от требуемого количества результата действия (амплитуды или мощности в данный конкретный момент). Разнотипные СФЕ имеют разные цели и поэтому у них разные функции. В различии СФЕ заключается их специализация, когда каждая из них имеет присущую ей специальную функцию.

Если в состав какой-либо системы входят разнотипные СФЕ, то такая система будет дифференцированной, имеющей элементы с разной специализацией. В системах с однотипными СФЕ все элементы имеют одинаковую специализацию. Поэтому в такой системе нет дифференциации. Таким образом, понятие специализации характеризует отдельный элемент, а понятие дифференциации – группу элементов. Число СФЕ в реальных системах всегда конечно, поэтому и возможности реальных систем конечны и ограничены. Ресурсы любой системы зависят от числа СФЕ, которые входят в её состав в качестве элементов исполнения. Сколько патронов есть в пистолете, столько выстрелов он может сделать, не больше. Чем меньше СФЕ есть у системы, тем меньший диапазон изменений внешнего воздействия может привести к исчерпанию её ресурсов, тем хуже она противостоит воздействию внешней среды. Собирая различные СФЕ во всё более и более сложные системы можно построить системы с любыми заданными свойствами (качества результата действия) и мощности (количества квантов результата действия). При этом элементы систем сами являются системами, хотя и более низкого порядка (подсистемами) для этих систем. А сама данная система также может быть элементом для системы более высокого порядка. В этом заключается суть иерархии систем.

 Иерархия целей и систем. Чем сложнее система, тем больше разнообразие внешних воздействий, на которые она реагирует. Но всегда на определённое воздействие (или определённую комбинацию внешних воздействий) система всегда должна дать только определённую реакцию (однозначную реакцию), или определённый комплекс реакций (однозначный комплекс реакций). Т.е., система всегда реагирует только на одно определённое внешнее воздействие, и всегда даёт только одну определённую реакцию. Но мы всегда видим «много»-реактивные системы. Например, мы реагируем на свет, на звук, на температуру и т.д. При этом мы можем стоять, бежать, лежать, кушать, кричать и т.д. Т.е., мы реагируем на много внешних воздействий и делаем много различных действий. Здесь нет противоречия, так как и цели, и реакции могут быть простыми и сложными. Конечная главная цель системы является логической суммой подцелей её подсистем.

Цель складывается из подцелей. Например, у живого организма есть только одна, но очень сложная цель – выжить, во что бы то ни стало, а для этого он должен питаться. А для этого необходимо доставить пищу из окружающей среды к клеткам тканей. А для этого нужно сначала добыть её. А для этого нужно уметь быстро бегать (летать, кусать, хватать и т.д.). Затем нужно её размельчить, иначе не проглотить (жевание). Затем нужно «размельчить» длинные молекулы белка (желудочное пищеварение). Затем нужно ещё больше «размельчить» обрывки молекул белков (пищеварение в 12-ти-перстной кишке). Затем нужно внедрить переваренную пищу в кровь, притекающую к кишечнику (пристеночное пищеварение). Затем нужно... И таких «нужно» может быть очень много. Но каждое из этих «нужно» является определённой подцелью на каждом уровне иерархии целей. И для каждой такой подцели существует определённая подсистема на соответствующем уровне иерархии подсистем. И каждая из них выполняет свою функцию. И, таким образом, набирается много функций у системы. Но вся эта иерархия функций необходима для одной единственной кардинальной цели – выжить в этом мире.

Любой объект является системой и состоит из элементов, а каждый элемент предназначен для решения соответствующих подцелей (подзадач). У системы есть общая определённая цель, а любой из её элементов сам является системой (подсистемой данной системы), имеющей собственную цель (подцель) и собственный результат действия. Когда мы говорим «общую определённую цель», мы имеем ввиду не цели элементов системы, а ту генеральную цель, которая достигается путем их взаимодействия. У системы есть цель, которой нет у каждого её элемента в отдельности. Но генеральная цель системы дробится на подцели и эти подцели уже являются целями  её элементов. Нет систем в виде неделимого объекта, любая система состоит из группы элементов. А каждый элемент, в свою очередь, сам является системой (подсистемой) со свой целью, являющейся подцелью генеральной цели. Для достижения цели система делает множество различных действий и каждое из них является результатом действия её элементов. Логической суммой всех результатов действий подсистем системы является конечная функция – результат действия данной системы.

Таким образом, одна кардинальная цель определяет систему, а подцель – подсистему. И так вглубь иерархической лестницы. Цель дробится на подцели и строится иерархия целей (логически связанная цепь должных действий). Для выполнения этой цели строится система, состоящая из подсистем, каждая из которых должна выполнять соответствующие подцели и способные дать необходимый соответствующий результат действия. Таким образом строится иерархия подсистем. Число подсистем в системе равно числу подзадач (подцелей), на которые разбивается генеральная цель. Например, сама система расположена на нулевом уровне иерархии, а все её подсистемы на минус первом, минус втором и т.д., уровнях соответственно. Порядок нумерации координат относительный. Это значит, что сама данная система может входить в качестве подсистемы в другую, более крупную систему. Тогда уже более крупная система будет приравнена к нулевому уровню, а данная система уже будет её подсистемой и будет расположена на минус первом уровне.

Иерархическая лестница систем строится на основе иерархии целей. Целевые действия систем выполняют её элементы исполнения, но для управления их целевого взаимодействия необходимо взаимодействие блока управления самой системы и блоков управления её подсистем. Поэтому иерархическая лестница систем – это, по сути, иерархическая лестница блоков управления систем. Эта лестница строится по принципу пирамиды. Наверху один начальник (блок управления всей системы), под ним несколько его конкретных подчинённых (блоки управления подсистем системы), под каждым из них их конкретные подчинённые (блоки управления ниже стоящих подсистем) и т.д. На каждом уровне иерархии существуют собственные блоки управления, регулирующие функции соответствующих подсистем.

Иерархические отношения между блоками управления различных уровней строятся на подчинённости блоков низшего ранга высшим. Т.е., блок управления высокого уровня задаёт приказ блокам управления более низкого уровня. Представлены только 4 уровня иерархии, от 0-го до –3-го. Отсчёт относительный, где за 0-й уровень принят уровень  данной системы. Его можно продолжать как в стороны более высоких цифр, так и в сторону более низких (отрицательных) цифр. Понятия «порядок» и «уровень» идентичны. Понятия «система» и «подсистема» также идентичны. Например, вместо выражения «подсистема минус 2-го порядка» можно сказать: «система минус 2-го уровня». И хотя за нулевой уровень принят уровень самой системы, она сама может входить в качестве подсистемы в другую систему более высокого порядка. Тогда уже номер её уровня может стать отрицательным (нумерация уровня относительная).

Элементы каждого уровня иерархии систем являются частями системы, её подсистемами, системами более низкого порядка. Поэтому понятия «часть», «исполнительный элемент», «подсистема», «система» и в ряде случаев даже «элемент» являются идентичными и относительными. Выбор названия диктуется лишь удобством подчёркивания места данного элемента в иерархии системы. Понятие об иерархической лестнице  (или о принципе пирамиды) является очень мощным инструментом и в ней заключается основное преимущество системного анализа. Без этого понятия невозможен системный анализ. Как всё наше окружение, так и любой живой организм состоит из огромного числа различных элементов, находящихся в различных отношениях. Невозможно анализировать всё громадное количество информации, характеризующее бесконечное число различных элементов.

Понятие иерархии систем резко сужает число элементов, подлежащих анализу. Без неё мы должны брать на учёт все уровни окружающего мира, начиная от элементарных частиц и кончая глобальными системами, такими как организм, биосфера, планета и так далее. Для глобальной оценки любой системы достаточно анализировать всего три уровня: глобальный уровень самой системы (её место в иерархии более высших систем); уровень её элементов исполнения (их место в иерархии самой системы); уровень элементов её управления (элементов блока управления самой системы). Для оценки функции системы необходимо определить соответствие результата действия данной системы её цели – должному результату действия (глобальный уровень функции системы), определить число её подсистем и соответствие их результатов действия их целям – их должным результатам действия (локальные уровни функций элементов исполнения), и оценить функцию элементов управления. В конечном итоге максимальный уровень функции системы определяется логической суммой результатов действий всех подсистем, входящих в её состав, и оптимальностью деятельности блока управления.

Придерживаясь следующей цепочки рассуждений: наличие цели для выполнения определённого условия, наличие новизны качества или количества результата действия, наличие петли (блока) управления – можно выделить элементы любой конкретной системы, выявить её иерархию, и разделить перекрёстные системы, в которых одни и те же элементы выполняют различные функции. Системы работают по законам логики, основным принципом которых является выполнения условия: «...если, то...». В этом условии «...если» является аргументом (целью), а «то...» – функцией (результатом действия). Этим условием определяется детерминизм в природе и иерархическая лестница. Любой закон, природный или социальный, требует выполнения какого-либо условия, а основой любого условия является эта логическая связка – «...если, то...». Причём, эта логическая связка касается только двух смежных подсистем на иерархической лестнице.

Аргумент «...если» всегда задаёт система на более высокой ступеньке, а функцию (то...) выполняет система (подсистема), стоящая прямо под ней на более низкой ступеньке иерархической лестницы. Действия самих элементов и взаимодействия между элементами могут быть основаны на законах физики или химии (законах электродинамики, термодинамики, математики, социальных или квантовых законах и т.д.). Но работа блока управления основана только на законах логики. А поскольку именно блок управления определяет характер функции систем, то можно утверждать, что системы работают по законам логики. Иногда в сообществах людей «начальники» мнят, что они могут управлять на любых уровнях, но такой тип управления самый неэффективный. Наилучший тип управления – это когда директор (блок управления многофункциональной системы) управляет только начальниками отделов (блоки управления монофункциональных систем), ставит перед ними выполнимые цели и требует их выполнения. Причем, число его «замов» не должно превышать 7±2 (число Мюллера).

Если какой-то отдел не выполняет своих целей, это значит, что либо руководство отдела (блок управления подсистемы) не годится, потому что или недостаточно продумало и распределило задания для своих подчинённых (для СФЕ), или неправильно подобрало рядовых работников (СФЕ), либо перед самим отделом (перед системой) была поставлена невыполнимая цель, либо сам директор (блок управления системы) не годится для управления. В этих случаях необходима реорганизация системы. Но если система налажена и функционирует нормально, то директору нет смысла самому «лезть» в текущие дела отдела. Для этого есть начальник отдела. Решение о реорганизации системы происходит лишь тогда, когда система по какой-либо причине не может выполнить цель (кризис системы).

Если нет кризиса, нет смысла в реорганизации. Для реорганизации система меняет состав своих исполнительных и управляющих элементов как за счёт включения (выключения) дополнительных подсистем, так и за счёт изменения комбинаций выход-вход этих элементов. В таких случаях может происходить перескок ступенек иерархии и нарушение принципа «вассал моего вассала не мой вассал». В этом суть реорганизации системы. При этом часть элементов может быть выброшена из системы за ненадобностью (так когда-то мы потеряли, например, хвосты и жабры), а другая часть может быть включена в состав системы или перемещена по лестнице иерархии. Но всё это может происходить только во время самой реорганизации системы. Когда сам процесс реорганизации заканчивается, и реорганизованная система может выполнять поставленную перед ней цель (начинает нормально функционировать), восстанавливается закон управления «вассал моего вассала не мой вассал».

Следствия из аксиом.

Независимость цели. Цель не зависит от объекта (системы), поскольку определяется не данным объектом, не его потребностью, а потребностью другого объекта в чём-то (диктуется внешней средой или другой системой). Но понятие «система» по отношению к данному объекту зависит от цели, т.е., от соответствия возможностей данного объекта выполнить заданную цель. Цель задаётся извне, и объект строится под неё, а не наоборот. Только в этом случае он является системой. Ещё раз отметим необычность первого следствия – цель системы определяется потребностью в чём-то каким-то другим объектом (внешней средой или другой системой). Здравый смысл подсказывает нам, что вроде бы выживаемость является потребностью данного организма (данной системы). Но из первого следствия выходит, что потребность выживать исходит не из данного организма, а задана ему какой-то другой внешней по отношению к нему системой, например, природой, а организм пытается выполнить эту цель.

Специализация функций системы. В ответ на определённое (специфическое) внешнее воздействие система всегда даёт определённый (специфический) результат действия. Специализация – это целенаправленность. Любая система специализирована (целенаправленна), и это исходит из аксиомы. Нет систем вообще, есть конкретные системы. Поэтому у любой системы есть её специфическая цель. Элементы исполнения (исполнительные СФЕ) каких-либо систем могут быть однотипными (одинаковыми, не дифференцированы друг от друга). Если же элементы исполнения отличаются друг от друга (разнотипны), то данная система состоит из дифференцированных элементов.

Цельность системы. Система проявляет себя как единичный и целостный объект. Это вытекает из единства цели, которое присуще только системе в целом, но не её отдельным элементам в частностях. Цель объединяет элементы системы в единое целое.

Ограниченная дискретность системы. Нет ничего неделимого и любую систему можно разделить на части. При этом любая система состоит из конечного числа элементов (частей) – элементов исполнения (подсистем, элементов, СФЕ) и элементов управления (блока управления).

Иерархичность системы. Элементы системы находятся в различных отношениях между собой, и место каждого из них является местом на иерархической лестнице системы. Иерархичность систем обусловлена иерархичностью целей. У системы есть цель. А для достижения этой цели необходимо решить ряд более мелких подцелей, для которых большая система содержит ряд подсистем различной степени сложности, от минимальной (СФЕ) до максимально возможной сложности. Иерархичность – это различие между целями системы и целями её элементов (подсистем), которые являются для неё подцелями. Причём, системы более высокого порядка ставят цели перед системами более низкого порядка. Таким образом, цель высшего порядка подразделяется на ряд подцелей (целей более низкого порядка). Иерархия целей определяет иерархию систем. Для достижения каждой из подцелей требуется специфический элемент (следует из закона сохранения). Управление в иерархической лестнице осуществляется согласно закону «вассал моего вассала не мой вассал». Т.е., прямое управление возможно лишь на уровне «система – собственная подсистема», и невозможно управление суперсистемой субсистемы её системы. Царь, если он хочет отрубить голову преступнику, не делает это сам, а приказывает своему подчинённому палачу.

Функция системы. Результат действия системы является её функцией. Для достижения цели система должна целенаправленно выполнять определённые действия, которые в результате которых появляется функция системы. Цель является аргументом для системы (императивом), а результат действия системы – функцией. Функции системы определяются набором исполнительных элементов, их взаимным расположением и блоком управления. Понятия «система» и «функция» неразделимы. Нет нефункциональных систем. Функциональная система – это тавтология, потому что они все функциональные. Но может быть не функционирующая в данный момент система (в режиме ожидания). После того, как на неё будет оказано определённое внешнее воздействие, она обязательно даст определённый и специфический результат действия (будет функционировать). Без внешнего воздействия нет действий системы (не функционирует). При учете цели аргументом является не внешнее воздействие, а цель. Нужно различать внутренние функции системы (подфункции), принадлежащие её элементам (подсистемам, СФЕ), и внешние функции, принадлежащие всей системе в целом. Внешняя функция системы (эмерджентность) – это результат её собственного действия, выходящий из системы. Внутренние функции системы – это результаты действия её элементов.

Результативность систем. Соответствие результата действия поставленной цели характеризует результативность систем. Результативность систем прямо связана с их функцией. Функция системы в плане результативности может быть достаточной, гиперфункцией, отстающей и полностью (абсолютно) недостаточной. Система выполняет какие-либо действия и это приводит к появлению её результата действия, который должен соответствовать той цели, для которой данная система создана. Результативность систем основана на их специализации. «Сапоги должен шить сапожник». Если сделать наоборот, то не всегда результаты действия реальных систем будут соответствовать целевым (частичная результативность, или её отсутствие).

Результат действия системы (её функция) должен полностью соответствовать качественно и количественно заданной цели. Он может не соответствовать, быть побочными, или даже быть противодействующими (противоцелевыми), причём у реальных систем могут быть все эти виды результатов действия одновременно. Только у идеальных систем результат может полностью соответствовать заданной цели (полная результативность). Но системы с коэффициентом полезного действия в 100% нам неизвестны. Интегральный результат (интегральная функция) есть сумма отдельных побочных и полезных результатов действия. Эта сумма и определяет принадлежность данного объекта к понятию «система» в приложении к данной цели. Если сумма положительна, то в отношении заданной цели данный объект является системой той или иной эффективности. Если сумма равна нулю, то объект не является системой по отношению к данной цели (нейтральный объект). Если сумма отрицательна, данный объект является антисистемой (системой со знаком минус, препятствующей достижению данной цели). Это касается как самих систем, так и её элементов. Чем выше коэффициент полезного действия, тем результативнее система.

Несоответствие результата действия данной системы должной величине зависит от несоответствия количественных и качественных ресурсов системы, например, вследствие поломки (разрушения) или неправильного и/или недостаточного развития её элементов исполнения (СФЕ) и/или управления. Поэтому любой объект является элементом системы только в том случае, если его действия (функции) соответствуют достижению заданной цели. В противном случае он не является элементом данной системы. Результативность систем полностью определяется ограниченностью действий систем. Ограниченность действий системы. Любая система характеризуется качественными и количественными ресурсами. В понятие ресурсы входит понятие функционального резерва - какие действия и сколько таких действий система может выполнить. Качественные ресурсы определяются типом элементов исполнения (типом СФЕ), а количественные ресурсы – их количеством. А поскольку реальные системы имеют определённое и конечное (ограниченное) число элементов, то отсюда следует, что реальные системы имеют ограниченные качественные и количественные ресурсы. «Качественные ресурсы» – это «какие действия (или «что») может выполнять данная система (давить, толкать, переносить, удерживать, снабжать, секретировать, заслонять свет и т.д.). «Количественные ресурсы» – это «сколько мер» (литров, mm Hg, единиц проживания, и т.д.) таких действий может выполнять данная система.

Дискретность («квантованность») функций системы. Действия системы всегда дискретны (квантованы), поскольку любые её СФЕ работают по закону «всё, или ничего». Нет плавного изменения функции системы, всегда есть ступенчатый (квантованный) переход с одного уровня функции на другой, потому что элементы управления включают или выключают очередные СФЕ, в зависимости от потребностей системы. Переход систем с одного уровня функций на другой всегда осуществляется скачком. Мы не всегда видим эту ступенчатость из-за того, что амплитуда результата действия отдельных СФЕ может быть очень и очень маленькой, но она всегда есть. Амплитуда этих ступенек перехода с уровня на уровень определяет максимальную точность результата действия систем и определяется амплитудой результата действия отдельной СФЕ (квант действия). Возможно, элементарные частицы являются самыми минимальными СФЕ нашего Мира и поэтому не разделимы на более мелкие части, подчиняющиеся физическим законам нашего Мира.

Коммуникативность систем. Сопряженные системы взаимодействуют между собой. В этом взаимодействии заключается связь между системами, их коммуникативность. Различают открытые и закрытые системы. Однако в нашем мире нет полностью изолированных (закрытых) систем, на которые невозможно было бы оказывать какие-либо воздействия, и которые никак не воздействовали бы на какие-либо другие системы. Можно найти минимум две системы, которые никак не взаимодействуют (не реагируют) между собой, но всегда можно найти третью систему (а возможно потребуется группа промежуточных систем), которая будет взаимодействовать (реагировать) с первыми двумя, т.е., быть связующим звеном между ними. Если какая-либо система абсолютно не реагирует на любые воздействия, оказываемые любыми другими системами, и её собственные результаты действия абсолютно безразличны для других систем, и невозможно найти третью систему, или группу систем, с которыми эта система могла бы взаимодействовать (реагировать), это значит, что данная система не существует в нашем Мире.

Взаимодействие между системами может быть сильным или слабым, но оно должно быть, иначе системы не существуют друг для друга. Взаимодействие осуществляется за счёт цепочек действий - «...внешнее воздействие → результат действия...». Если замкнуть конец такой цепочки на её начало, получим замкнутую (закрытую) систему. Результат действия после своего «рождения» не зависит от «породившей» его системы. Поэтому он может стать внешним воздействием для неё самой же. Тогда это будет циклически действующая система – генератор с положительной обратной связью. Но и генератор для своей деятельности требует энергии, поступающей извне. Следовательно, и он в какой-то мере открыт. Поэтому абсолютно закрытых систем не бывает. У каждой системы есть определённое число внутренних (между элементами) и внешних (между системами) связей, через которые система может взаимодействовать с внешними другими системами.

Закрытость (открытость) системы определяется отношением числа внутренних связей к внешним. Чем больше это отношение, тем больше закрытость системы. Космические объекты типа «чёрных дыр» принято относить к закрытым системам, потому что даже фотоны не могут оторваться от них. Но они реагируют с остальными космическими телами через гравитацию. Значит они «открыты» через канал гравитации, через который они «испаряются» (исчезают). Управляемость систем. Любая система содержит элементы (системы) управления, которые контролируют соответствие между результатом действия системы и поставленной целью. Эти элементы управления образуют блок управления. Управление системой осуществляется через приказы в блок её управления, а управление её элементов исполнения – через задание приказов в их блоки управления. Любой рефлекс является проявлением работы блока управления. А поскольку блок управления является неотъемлемой принадлежностью любых систем, то у любых систем есть собственные рефлексы.

Элементы исполнения должны выполнить цель ровно настолько, насколько это задано приказом, ни больше, ни меньше (не минимально или максимально, а оптимально), по принципу – «необходимо и достаточно». Элементы управления следят за выполнением цели и если результат превышает заданный, блок управления заставляет элементы исполнения уменьшить функцию системы, если он ниже заданного – увеличить функцию системы. Цель диктуется внешними условиями по отношению к системе. Приказ вводится в систему через особый канал ввода. Все следствия являются продолжением аксиом, обусловлены целенаправленностью систем, построены по законам иерархии и ограничены законом сохранения. Перечень следствий можно было бы продолжать, но и перечисленных следствий вполне достаточно для оценки любой системы. Эта оценка касается как свойств самой системы, так и её взаимодействия с другими системами.

Оценка первого следствия может быть выражена в процентах, на сколько процентов выполнена (не выполнена) цель. А целью может быть какая-либо должная величина. Остальные следствия также можно охарактеризовать либо качественно, либо количественно, что и является собственно оценкой системы, т.е., её диагностикой, системным анализом. Систему характеризуют: цель (определяет назначение системы); иерархия (определяет взаимоотношения между всеми элементами системы без исключения); исполнительные элементы (СФЕ, выполняют действия); блок управления (следит за правильностью выполнения действий для достижения цели). Любой объект, не только материальный, также является системой, если только он удовлетворяет выше названным аксиомам и их следствиям. Группы математических уравнений, логических элементов, социальных структур, отношений между людьми, духовных ценностей, также могут быть системами и там также работают принципы функционирования систем по тем же законам логики. У всех у них есть цель, свои СФЕ и блоки управления, которые следят за выполнением цели.

Если у объекта есть цель, он является системой. А для выполнения этой цели у него должны быть соответствующие элементы исполнения и блок управления с соответствующими анализаторами, ППС и ООС (исходит из закона сохранения и причинно-следственных ограничений). Системный анализ анализирует системы и их элементы во взаимосвязи. Результатом такого анализа является оценка соответствия результатов действия систем их целям и выявление причин несоответствия за счёт определения причинно-следственных связей между элементами систем. Основным преимуществом системного анализа является то, что только он может выявить причины недостаточности систем. Цель определяет как элементарный состав систем, так взаимодействие её элементов, которое управляется блоком управления. Взаимодействие только исполнительных элементов (СФЕ) не даёт возможность получения стабильного результата действия, соответствующего цели, заданной для системы. Добавление в систему блока управления, настроенного на заданную цель, даёт возможность получения стабильного (постоянно повторяющегося) результата действия системы, соответствующего заданной цели.

Норма – это такое состояние системы, которое позволяет ей нормально функционировать и развиваться в обычной среде существования данных систем и давать реакции такого качества и количества, которые позволяют ей предохранять свои СФЕ от разрушения. Понятие «норма» является относительным по отношению к среднестатистическому состоянию системы в данных условиях. Если условия меняются, то и состояние системы должно измениться. Реакция является действием системы на получение необходимого для её выживания результата действия в ответ на внешнее воздействие, т.е., является функцией системы. Реакция всегда специфична. Реакция может быть: нормальной – нормореактивность, недостаточной – гипореактивность, чрезмерной – гиперреактивность, извращенной – вместо ожидаемой реакции происходит неожидаемая. Нормореактивность (нормальная реакция) – функциональные резервы систем соответствуют силе внешнего воздействия и управляющие возможности блока управления позволяют подстраивать (управлять) СФЕ таким образом, чтобы результат действия точно соответствовал силе внешнего воздействия.

Гипореактивность системы (патологическая реакция) возникает в тех случаях, когда функциональных резервов данной системы живого организма недостаточно для данной силы внешнего воздействия. Гипореактивность - это всегда патологическая реакция. Гиперреактивность системы (нормальная или патологическая реакция) – это когда результат действия системы превышает целевой. Извращенная реакция – это реакция системы, которая не соответствует её цели. Патология – это несоответствие ресурсов систем обычным нормам. Патология включает в себя два других важных понятия – патологическое состояние (дефект) и патологический процесс (включая порочный круг).

Восстановление – это активное воздействие на систему с целью: ликвидировать или уменьшить чрезмерные внешние воздействия, разрушающие Системные Функциональные Единицы системы; ликвидировать или уменьшить разрушающее действие порочного круга, если он возник; усилить функцию пораженной (дефектной) субсистемы, если это не приводит к срабатыванию порочного круга; усилить функцию сопряженных с дефектной систем, если это не приводит к усилению разрушающего действия порочного круга, связанного с пораженной системой, или развитием порочных кругов в других сопряженных системах (не приводит к усилению «принципа домино»); заменить разрушенные СФЕ на функционирующие.

Любой владелец автомобиля знает, что если в его машине что-то сломалось (было чрезмерное внешнее воздействие) и появился дефект, то транспортные возможности его машины резко снижаются. И если сразу не отремонтировать машину, то поломки начнут катастрофически нарастать (порочный круг), потому что начнёт срабатывать принцип домино. И чтобы вылечить машину, нужно предохранять её от чрезмерных внешних воздействий и ликвидировать дефекты.

Кризис. Согласно Льюису Борнхайму, кризис есть ситуация, при которой совокупность обстоятельств, ранее вполне приемлемая, вдруг, с появлением какого-то нового фактора, становится совершенно неприемлемой, причем почти безразлично, является ли новый фактор политическим, экономическим или научным: смерть национального героя, колебания цен, новое техническое открытие - любое обстоятельство может явиться толчком для дальнейших событий (“эффект бабочки” – взмах крыльев бабочки в нужное время в нужном месте способен вызвать ураган). Известный ученый Альфред Покран посвятил кризисам специальную работу ("Культура, кризисы и перемены") и пришел к интересным выводам. Во-первых, он отмечает, что любой кризис зарождается задолго до того, как фактически разразится.

Например, Эйнштейн опубликовал основные положения теории относительности в 1905 - 1915 годах, то есть за сорок лет до того, как его труды привели, в конечном счете, к началу новой эпохи и возникновению кризиса. Покран также отмечает, что в каждом кризисе замешано множество отдельных личностей и характеров и все они неповторимы: "Трудно представить себе Александра Македонского перед Рубиконом или Эйзенхауэра на поле Ватерлоо; столь же трудно представить себе Дарвина, пишущего письмо Рузвельту о потенциальных опасностях, связанных с атомной бомбой.

Кризис есть сумма промахов, недоумений и интуитивных озарений, совокупность замеченных и незамеченных факторов – в системном анализе он называется «точкой бифуркации» - неустойчивым состоянием системы, из которого возможно несколько исходов: возвращение на стабильный уровень, переход в другое устойчивое равновесное состояние, характеризующееся новым энергоинформационным уровнем, или скачок на более высокий нестабильный уровень. В точке бифуркации нелинейная система становится очень чувствительной к малым воздействиям, или флуктуациям – сколь угодно малые воздействия могут сколь угодно сильно изменить состояние системы и ее динамику. За неповторимостью любого кризиса скрывается поразительное их сходство друг с другом. Характерная особенность всех без исключения кризисов - их предвидимость в ретроспективе и необратимость решений; характерные частоты управленческих процессов резко возрастают (состояние цейтнота, нехватки времени).

Власть. Власть – это любая возможность, на чем бы она ни основывалась, реализовать собственную волю в данном социальном отношении даже вопреки противодействию. Также власть характеризуют как устойчивую способность достижения поставленных целей с помощью других людей. Понятие власти “социологически аморфно”, то есть для осуществления власти не предполагается наличия каких – либо особых человеческих качеств (сила, ум, красота и пр.) или каких – то особых обстоятельств (противостояние, конфликт и др.).

Любые возможные качества и обстоятельства могут служить для реализации воли. Это могут быть прямое насилие или угрозы, престиж или обаяние, какие – то особенности ситуации или институциональный статус и т.д. Человек, имеющий много денег, высокое положение или просто более обаятельный, тот, кто умеет лучше других использовать подвернувшиеся обстоятельства – тот, как правило, имеет и больше власти. Для характеристики властного потенциала используется также понятие господства. Господством называется вероятность того, что приказ определённого содержания вызовет подчинение у тех, кому он адресован.

Господство более сильное понятие, чем власть. Господство – это легитимированная и институционализированная власть, т.е. это такая власть, которая вызывает желание ей подчиняться и выполнять её предписания и указания и которая при этом существует в устойчивой форме, принимаемой и властвующими и подвластными. Применительно к последнему принято говорить о структурах господства. Такой легитимной и институционализированной властью является власть государства. Отличать власть от господства очень важно. Например, человек, попавший в заложники, находится во власти бандитов, но нельзя сказать, что они над ним господствуют. Они заставляют его подчиняться прямым физическим насилием. Но он не желает подчиняться, и  не согласен  признавать их право властвовать над ним.

Элита. Элита – это совокупность индивидов, высоко стоящих в рейтингах власти или престижа, которые благодаря своим социально значимым качествам (происхождению, богатству, каким – либо достижениям), занимают высшие позиции в разных сферах или секторах общественной жизни. Влияние этих людей столь велико, что они воздействуют не только на процессы внутри сферы или сектора, к которым принадлежат, но и на жизнь общества в целом.

Существует три основных класса элит: властные, ценностные и функциональные. Властные элиты – это более-менее закрытые группы со специфическими качествами, имеющие “властные” привилегии. Это “господствующие классы” – политические, военные или бюрократические. Ценностные элиты – это творческие группы, демонстрирующие особое влияние на установки и взгляды широких народных масс. Это философы, научно – экспертное сообщество, интеллигенция в самом широком смысле этого слова. Функциональные элиты – это влиятельные группы, которые в ходе конкуренции выделяются в разных сферах или секторах общества и берут на себя важные функции в обществе. Это сравнительно открытые группы, вступление в которые требует определенных достижений, например менеджеры.

Группа. Коллективные управленческие действия отличаются от индивидуальных по целому ряду параметров. Так, группа более продуктивна в производстве наиболее плодотворных и обоснованных идей, всесторонней оценке тех или иных решений или их проектов, в достижении индивидуальных и групповых целей.

Основным минусом группы при принятии решений является то, что она более склонна к повышенному риску. Этот феномен объясняется по-разному: конформистским давлением, которое проявляется в том, что отдельные члены группы не решаются высказывать свои взгляды, расходящиеся с уже изложенными мнениями,  особенно мнением групповых лидеров и большинства, критиковать их; чувством переоценки, завышения своих возможностей, которое развивается при интенсивном групповом общении (завышенное чувство “Мы”, ослабляющее восприятие риска); взаимным “заражением смелостью”.

Этот эффект возникает в групповых коммуникациях; широким распространением мнения (обычно ошибочного), что при групповых решениях ответственность ложится на многих людей и доля личной ответственности сравнительно невелика. Групповые неудачи обычно менее заметны и не воспринимаются так остро, как индивидуальные; влиянием лидеров, особенно формальных руководителей, видящих свои главные функции в обязательном внушении оптимизма и уверенности в достижении цели. Симптомами “группового мышления” и группового давления в целом являются: иллюзия неуязвимости группы. Члены группы склонны к переоценке правильности своих действий и нередко с оптимизмом воспринимают рискованные решения; безграничная вера в моральную правоту групповых действий. Члены группы убеждены в нравственной безупречности своего коллективного поведения и в ненужности критических оценок со стороны независимых наблюдателей (“Коллектив всегда прав”); отсеивание неприятной или неугодной информации. Не согласующиеся с групповыми взглядами сведения не принимаются во внимание, а предостережения не учитываются.

Следствием этого является игнорирование необходимых изменений; негативная стереотипизация посторонних. Цели, мнения и достижения внешних по отношению к группе объединений тенденциозно трактуются как слабые, враждебные, подозрительные и т.п. На этой почве нередко возникает “ведомственность” и “групповщина”; самоцензура. Отдельные члены группы из-за опасений нарушения групповой гармонии воздерживаются от высказывания альтернативных точек зрения и выражения собственных интересов; иллюзия постоянного единодушия. Из-за самоцензуры и восприятия молчания как согласия и одобрения при решении проблем слишком быстро, без необходимого всестороннего обсуждения достигается внешний консенсус.

В этой ситуации внутреннее недовольство накапливается и в дальнейшем может привести к конфликту с формальным незначительным поводом; социальное (групповое) давление на несогласных. Требование конформистского поведения, как правило, приводит к нетерпимости по отношению к критическим, нелояльным, с точки зрения группы, высказываниям и действиям и к “затыканию рта” их носителям; ограничение или урезание возможностей участия посторонних в формировании коллективного мнения и принятия решения. Отдельные члены группы стремятся не давать возможность участия в делах группы не принадлежащим к ней людям, поскольку опасаются, что это (в т.ч. и идущая от них информация) нарушит групповое единство.

Рационально – универсальный метод принятия решений предполагает однозначное определение сути проблемы и путей ее решения. Его основное достоинство состоит в том, что, будучи реализован, он позволяет полностью, радикально решить проблему или поставленную задачу. Метод ветвей предполагает принятие частичных решений, направленных на улучшение ситуации, а не на полное решение проблемы (например, в условиях недостаточной ясности проблемы, путей и средств ее решения, при отсутствии полной информации о ситуации, при невозможности предусмотреть все последствия радикального решения, под давлением влиятельных сил, побуждающих к компромиссам, возможностью возникновения острых конфликтов с неясным исходом и т.д.). Смешанный (смешанно - сканирующий) метод – предполагает рациональный анализ проблемы и выделение ее главного, ключевого компонента, которому уделяется первостепенное внимание и к которому применяется рационально – универсальный метод. Другие же элементы проблемы решаются постепенно путем приемлемых частичных решений, что позволяет концентрировать усилия и ресурсы на важнейших участках и в то же время держать под контролем остальные элементы ситуации, обеспечивая ее стабильность. 

Механизм выбора. Оптимальным механизмом выбора можно считать консенсусную систему, при которой каждый участник принятия решения голосует не за один вариант, а за все (желательно больше двух) и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений.  Так, если предлагается четыре возможных варианта, то участник принятия решения (голосующий) определяет место каждого из них. За 1-е место дается 4 балла, за 2-е – 3, за 3-е – 2 и за 4-е – 1 балл. После голосования, полученные каждым вариантом (кандидатурой) баллы складываются, и по их количеству определяется избранный вариант. Если суммы баллов по каким-то вариантам оказываются равны, проводится новое голосование уже только по этим вариантам.

Сети. Сеть определяется как пространственная, постоянно изменяющаяся динамичная система, состоящая из одинаковых по каким-то параметрам элементов – акторы (деятели), деятельность и ресурсы (ключевых для этого типа сети), связанных между собой коммуникативными потоками. Структура сети - это описание границ взаимоотношений между элементами и позицией элементов в сети. Акторы, деятельность и ресурсы, связаны друг с другом по всей структуре сети. Акторы развивают и поддерживают отношения друг с другом. Различные виды деятельности также связаны между собой отношениями, которые могут быть названы сетью.

Ресурсы объединены между собой такой же структурой сети, и более того, все эти три сети тесно взаимосвязаны и представляют собой глобальную сеть. Акторы, деятельность и ресурсы формируют систему, в которой гетерогенные (разнородные) потребности соединяются с разнородными предложениями. Таким образом, они связаны друг с другом функционально. Даже в случае уничтожения значительной части сети, ее функции как системы не пострадают – они перейдут к другим ячейкам сети (а частично и их ресурсы). В идеальной сети нет единого управляющего (координирующего) центра – есть «плавающий» центр (центры), функционирующий в каждый отдельный момент – его функции обычно может выполнять любая ячейка сети.

Итак, нами рассмотрены отдельные аспекты стимулирования научного мышления. Все изученные материалы требуют выработки навыков их практического применения. См. дополнительно – Элвин Тоффлер (Alvin Toffler) – «Шок будущего», «Метаморфозы власти», «Третья волна». Francis Fukuyama. Our Posthuman Future. New York: Farrar, Straus & Giroux. 2002. 272 pp.), «Конец истории и последний человек». Самюэль Хантингтон (Samuel Huntington)